На встрече присутствовали: заместитель начальника ЦСКА по работе с личным составом, двукратная олимпийская чемпионка подполковник Светлана Ишмуратова, олимпийский чемпион по вольной борьбе Александр Иваницкий, чемпионка СССР 1951 года по спортивной гимнастике в командном первенстве Валентина Макарова, а также более 30 воспитанников спортивной школы олимпийского резерва ЦСКА по спортивной гимнастике.
Виктор Лисицкий приехал на встречу не с «пустыми руками»: в Музее ЦСКА была организована выставка 30 картин, написанных самим гимнастом за последние 17 лет.
— Виктор Никитович, Вы являетесь ярчайшим примером того, что талантливый человек талантлив во всем. Мне казалось, что спорт и живопись — это два совершено разных мира, которые никак не могут пересечься в одном человеке. Ваше видение и то, как вы передаете движение в своих картинах, меня поразило. Уверена, что наши юные армейские гимнасты обязательно запомнят встречу с Вами. Вот какие талантливые люди вырастают в стенах армейского Клуба, — сказала подполковник Светлана Ишмуратова.
Виктор Лисицкий рассказал ребятам про свое творчество, вручил награды Клуба победителю и призерам конкурса рисунков «Моя спортивная семья», а также передал Музею ЦСКА картину, написанную им в 2008 году.
После окончания мероприятия легендарный армейский гимнаст ответил на вопросы пресс-центра ЦСКА.
— Виктор Никитович, как называется картина, которую Вы подарили Музею ЦСКА?
— «Гимнасты на снарядах». В моей коллекции есть и другие картины, связанные с гимнастикой, но больших размеров. В основном 120 на 100 сантиметров, поэтому их затруднительно перемещать. Я предложил Музею ЦСКА 53 работы на спортивную тематику, из которых было выбрано 30 — все они представлены здесь, на выставке в армейском Музее. Нигде раньше я их не выставлял. Например, в Музее наивного искусства у меня была выставка работ про космос.
— Сколько всего картин Вы написали?
— Даже не считал. Я работаю каждый день с 1999 года, когда закончил со спортом и другими делами. Трудно даже представить, сколько их получится в итоге, потому что мне всегда кажется, что нужно еще и еще. Бывает, садишься за работу, и картины «выскакивают» одна за одной.
Никогда не думал, что буду живописью заниматься. С детства у меня была одна мечта — стать олимпийским чемпионом. А когда закончил со спортивной гимнастикой, то обрел новую жизнь в картинах. Но это нельзя назвать развлечением. Живопись — это очень трудная работа.
— Олимпийским чемпионом Вы так и не стали. Жалеете об этом?
— Конечно. Столько лет прошло, но до сих пор жалею. После того, как закончил с профессиональным спортом, лет 10 не мог смотреть на гимнастику вживую. У меня слезы наворачивались, я весь дрожал. Потому что вся жизнь была связана со спортом.
— Раньше у Вас была мечта стать олимпийским чемпионом. Какая мечта у Вас сейчас?
— Хочу, чтобы мои картины стали востребованы, в том числе за границей. Для этого нужен спонсор, который был бы заинтересован в моем искусстве и помогал бы проводить выставки. Хочу попасть в музеи художников-олимпийцев — знаю, что такие есть в США и Словении. Пытался самостоятельно выйти на них, но не получилось.
— Можно ли спортивную гимнастику назвать искусством?
— Спортивная гимнастика — это и есть искусство! У меня есть целая серия работ под названием «Музыка и спорт». Когда я в 1961 году пришел в ЦСКА, мы тренировались под музыку, и даже исполнение вольных упражнений на чемпионатах Советского Союза проходило под музыку
— Вам не кажется, что сейчас из женской спортивной гимнастики пропала грация? Взять ту же американку Симону Байлз, которая выиграла четыре «золота» на Олимпиаде в Рио — она вполне могла бы состязаться наравне с мужчинами.
— Думаю, у женщин сейчас пошла силовая гимнастика. Ничего женственного не осталось — одна мощь. Пропала пластика, а мне бы хотелось в вольных упражнениях среди женщин видеть не только сплошную акробатику.
— Кто из российских гимнастов является лучшей натурой для Ваших картин?
— Мне не нужна натура. Это для художника, специализирующегося на портретной живописи. Обычно я фотографирую спортсменов с телевизора, перепечатываю изображение на холст и уже с него пишу согласно своему видению.
— Но на выставке в Музее ЦСКА представлена картина «Дзюдо», в центре которой нарисован Президент России Владимир Путин.
— Просто он мне нравится и как человек, и как государственный деятель. Моё отношение к нему вылилось в такую картину. По-моему, у меня получилось передать своё видение.
— Кто-то еще из советских олимпийцев увлекается живописью?
— Знаю, что рисует двукратный бронзовый призер Олимпийских игр в прыжках в длину Игорь Тер-Ованесян. Но у него мало картин на спортивную тематику — в основном натюрморты. Хорошие работы, но не видел, чтобы они были представлены на выставках.
Личное дело:
Виктор Никитович Лисицкий
Родился 18 октября 1939 года в Магнитогорске.На Олимпийских играх в Токио-1964 выиграл четыре серебряных медали: в абсолютном и командном первенствах, в вольных упражнениях и в опорном прыжке. На следующей Олимпиаде в Мехико-1968 завоевал «серебро» командного многоборья.
Обладатель 7 золотых, 5 серебряных медалей чемпионатов Европы и 2 серебряных медали чемпионатов мира.
В 1980-е годы возглавлял кафедру физкультуры Московского химико-технологического института им. Д.И. Менделеева.