По итогам выступления Игорь Юрьевич занял седьмое место, уступив в схватке за выход в полуфинал всего один решающий укол – встреча завершилась со счетом 9:10, хотя Савочкин вел по ходу поединка 5:0. После поражения известный актер рассказал в интервью пресс-центру ЦСКА о том, как пришел в этот вид спорта, какие фехтовальные приемы он использует в театральной работе и за кем следил на Олимпиаде в Рио-2016.
– Игорь Юрьевич, расскажите, как Вы оказались на Кубке России по фехтованию среди ветеранов?
– Я с детства, еще живя в Саратове, занимался фехтованием. Более 10 лет отдал этому виду спорта. Потом было 28 лет перерыва, когда я по разным причинам не фехтовал. Четыре года назад мне позвонили ребята из Саратова, с которыми мы в детстве тренировались в одной секции, и сказали, что приехали в Москву на чемпионат России по фехтованию среди ветеранов. Позвали посмотреть. Так я узнал о существовании ветеранского фехтования. Признаюсь, когда зашел в зал, у меня внутри все перевернулось. Как будто и не бросал заниматься. Решил срочно закупить всю необходимую экипировку и начал тренироваться. Вот уже четыре года участвую в ветеранских соревнованиях.
– С детства фехтуете на сабле?
– Да, с самого начала в руках была только сабля. Мне она сразу легла на душу. Я много чем занимался: футболом, плаванием, морским многоборьем, стрельбой, легкой атлетикой. Но когда пришел в фехтование, другие виды спорта отошли на второй план.
– Как оцените уровень ветеранских соревнований?
– Здесь выступают сильные бойцы, особенно 40-летние «ребята»: они в силу возраста и посильнее, и побыстрее. В сабле это особенно ощущается. Даже очковые гандикапы, которые даются возрастным игрокам, не сильно выручают против более молодого соперника.
– Вы принимали участие в международных турнирах среди ветеранов?
– Да, я по два раза ездил на чемпионаты Европы и мира. Мой первый чемпионат Европы три года назад был командный, там мы заняли пятое место. На чемпионате мира этого года в личном первенстве проиграл в 1/32 финала американцу со счетом 9:10. Там была пограничная ситуация: в решающей схватке мы провели обоюдные атаки, а судья отдал укол американцу. Обидно, конечно. После боя все мне говорили, что была обоюдная атака, т.е. никому не должны были засчитывать укол.
– Фехтование отразилось на Вашей актерской карьере?
– Я четыре года в театральном институте преподавал театральное фехтование. Помогал ставить «Гамлета». А в кино ни разу не удалось пофехтовать. Хотя в последнем историческом фильме «Коловрат» я дрался на мечах. Конечно, основы фехтования там присутствовали, но больше круговых, размашистых, скользящих движений.
– Чем театральное фехтование отличается от спортивного?
– Театральное фехтование – это постановочная хореография. Главная цель, чтобы сражение было зрелищным и чтобы зритель, сидящий на задних рядах, мог все разглядеть. Поэтому актер должен пошире размахнуться, использовать побольше круговых движений. Самое важное – сделать пошире замах, чтобы не нанести партеру травму, если он забыл схему. Поэтому многие не понимают спортивное фехтование, где все происходит очень быстро. Раз-два – и конец схватки. Для неподготовленного зрителя совершенно непонятно, кто кого уколол. Лампочки загорелись – и все.
– Противоположная ситуация: помогает ли Вам актерское мастерство на спортивных соревнованиях?
– Иногда. Когда нужно чуть успокоиться, применяю некоторые актерские упражнения для концентрации. Правда, это не всегда помогает, потому что очень сильно заводишься на дорожке.
– Особенно в сабле.
– Этот вид фехтования по эмоциональной разрядке очень близок к актерскому ремеслу. Если, например, ты играешь сцену, где должен сконцентрироваться и выбросить свою энергию в определенный момент. То же самое происходит на дорожке.
– Вы наверняка пристально следили за Олимпиадой в Рио-де-Жанейро.
Конечно.
– С кем-то знакомы из российских фехтовальщиков?
– У нас были соревнования перед чемпионатом мира среди ветеранов, на которых я познакомился с серебряным призером Афин Алексеем Якименко. Хорошо знаю брата олимпийской чемпионки Софьи Великой Григория, с которым мы вместе тренируемся. Но близко никого из олимпийских чемпионов не знаю.
– За кем пристальнее всего следили на Олимпиаде?
Конечно, за нашими выдающимися саблистками Яной Егорян и Софьей Великой. Смотрел потрясающий финал мужской командной рапиры, где наши парни победили французов. Честно скажу, даже не ожидал от наших фехтовальщиков таких замечательных результатов. Николай Ковалев и Алексей Якименко в мужской сабле немножко «просели», но ничего страшного. Это спорт.
– Вы посещаете международные соревнования по фехтованию, которые проходят в Москве?
Да, я ходил на чемпионат мира в «Олимпийском» и на «Московскую саблю» в Лужниках. Когда есть возможность, с удовольствием посещаю соревнования. Узнаю что-то новое, что может потом самому пригодиться на дорожке. Многие бои смотрю в интернете. Из последнего: следил за этапом Кубка мира среди юниоров по сабле «Кубок Черного моря». Видно, что в России есть достойная молодежь, например финалисты индивидуального мужского зачета Андрей Гладков и Андрей Лоханов.