Алеся Новикова – мастер спорта России по спортивному ориентированию, спортивный судья Всероссийской категории, старший тренер-преподаватель по спортивному ориентированию спортивной школы (олимпийского резерва, комплексной) спортивного центра (г. Геленджик) филиала ЦСКА (г. Севастополь). Трудится в ЦСКА уже 12 лет. Под её чутким руководством занимается 38 ребят, в том числе двое мастеров спорта России.
– Алеся Леонидовна, когда Вы начали заниматься спортивным ориентированием?
В ориентирование я попала почти в 15 лет. Это был уже достаточно взрослый возраст для начала нашим видом спорта, обычно дети приходят в 8–10 лет. Я участвовала в городском турслёте, меня заметил тренер по ориентированию и предложил мне поехать на соревнования в Прибалтику, в Псковскую область, на 20 дней. Так и начался мой путь в спортивное ориентирование.
– Насколько распространено спортивное ориентирование в Геленджике?
Сейчас у нас в городе работает семь тренеров, у которых занимается около 300 ребят.
– Расскажите о Ваших спортивных достижениях и самых сложных соревнованиях в Вашей спортивной карьере?
Придя в ориентирование в 1989 году, через два года я выполнила норматив кандидата в мастера спорта, через три года попала в сборную страны. Моим самым большим спортивным достижением было, наверное, участие в юниорском Первенстве мира 1993 года. Это были самые сложные и ответственные соревнования. Они проходили в Италии в горной местности на высоте 2000 м. Были очень сложные карты, которые рисовали с помощью компьютеров, у нас в России в то время это происходило вручную. Норматив мастера спорта я выполнила уже во взрослом возрасте, когда вернулась в спорт после рождения детей. Мне был 31 год.
– Какими качествами должен обладать тренер?
На мой взгляд, тренер должен быть справедливым и добрым, должен любить детей, в первую очередь, и любить свой вид спорта – это важно. Для меня сначала это было хобби, которое переросло в профессиональную деятельность.
– Как Вы считаете, насколько важно тренеру быть примером для своих воспитанников?
Конечно, для тренера это очень, поэтому нужно себя держать в форме, периодически выступать на соревнованиях, чтобы они видели успехи своего наставника. Мне кажется, для них это большой стимул.
– Какие особенности есть у спортивного ориентирования?
Мы в этом виде спорта находимся в экстремальной обстановке. В лесу спортсмен практически всегда один, наедине с собой. Здесь важно не бояться оставаться одному, а быть твёрдо уверенным в том, что ты найдёшь правильный путь и вернёшься обратно. Это очень важный момент – не бояться леса. Трассы могут проходить где угодно. И в горах, на большой высоте, где камни и скалы, и на равнинной местности.
– Какая экипировка нужна ориентировщику?
Из экипировки нам нужна специальная обувь. Мы бегаем в шиповках, в которых происходит лучшее сцепление с грунтом. В зависимости от местности, они могут быть с металлическими или резиновыми шипами.
– Как построены ваши тренировки?
Как правило, тренировки мы начинаем с небольшого кросса в качестве разминки в течение 20-30 минут. Практически на каждой тренировке у нас идёт работа с картами – само ориентирование. И, конечно, общая физическая подготовка, то есть различные упражнения.
– Какие плюсы занятием спортивным ориентированием Вы могли бы выделить?
Прежде всего, это здоровый и универсальный вид спорта. Им занимаются практически всегда на улице, на природе, в лесу, на свежем воздухе. Параллельно с физической подготовкой, ориентировщики занимаются умственной деятельностью. Им нужно думать, и у них развивается память, внимание, способность принимать решения.
– Что нужно знать начинающему ориентировщику? Какие навыки он получает по мере занятий и участия в соревнованиях?
Прежде всего – это работа с картой и с компасом. Начинающие спортсмены учатся сопоставлять карту и местность: смотреть на карту и представлять у себя в голове, как это будет выглядеть на местности. Должно быть развито пространственное воображение. Некоторые ребята это схватывают сразу, некоторым приходится несколько лет этому учиться. И самое сложное, на мой взгляд, – это не пугаться, не паниковать, когда ты не можешь понять, где ты находишься в лесу. Нужно знать алгоритм действий, как выходить из этой ситуации. Это первое, чему мы учим детей.
– Как вести себя на трассе, если допустил ошибку?
Нужно пытаться найти себя в карте, найти какой-то чёткий объект и привязаться к нему. Для детей есть такое понятие как «аварийный азимут», его всегда пишут на карте. Это то направление, в котором нужно двигаться в случае потери ориентировки.
– По Вашему мнению, как спортсмен должен относиться к поражениям?
Я всегда говорю ребятам, что спорт – это игра. И если мы в неё играем, значит, она нам нравится, поэтому ко всему нужно относиться спокойно, не расстраиваться, не плакать. Вместо этого проанализировать свои ошибки, и тогда всё будет хорошо.
– Как Вы мотивируете своих подопечных?
К каждому спортсмену нужен индивидуальный подход. Кого-то нужно упокоить и похвалить, кого-то наоборот в хорошем смысле нужно разозлить перед дистанцией. Всё индивидуально.
– Как взаимодействуете с родителями?
В нашем виде спорта мы очень тесно взаимодействием с родителями, на них многое завязано. Им нужно привозить детей на тренировки в лес, вывозить на соревнования. Поэтому мы много общаемся. А вообще спортивное ориентирование – это такой семейный вид спорта. Если кто-то сюда попадает, то к нему подключается вся семья.
– Как Вы считаете, для спортсмена важнее отдых физический или психологический? Как Вы отдыхаете сами?
Конечно, отдыхать спортсменам нужно и телом, и душой. У старших ребят бывает так много соревнований за небольшой период, что они от этого и морально устают. Да, нужно переключаться. Есть восстановительные периоды, это как раз ноябрь, когда у нас больше игровых тренировок, когда мы исключаем большие объёмы физической нагрузки и даже ориентирование сбавляем, потому что им нужно отдохнуть. Я сама очень люблю лес и горы, люблю путешествовать. В отпуск я каждый год уезжаю куда-нибудь в горы, на 3000 м, хожу с рюкзаком – и мне это очень нравится.
– Какую роль спорт играет в Вашей жизни?
Мне кажется, что ориентирование – это вся моя жизнь. Ничего другого, по сути, говоря, и нет. Своего мужа я тоже нашла благодаря спортивному ориентированию, он спортсмен – занимался лёгкой атлетикой и перешёл сюда. Двое наших сыновей – один мастер спорта, другой кандидат в мастера спорта – тоже участвуют в соревнованиях и полюбили этот вид спорта. Поэтому ориентирование, да – это моя жизнь!
В настоящий момент четверо воспитанников Алеси Леонидовны занимаются в группе спортивного совершенствования СШ (ОРК) ЦСКА, г. Геленджик. Два мастера спорта России – Иван Деревянкин и Даниил Тетиков, два кандидата в мастера спорта – Артём Максимов и Владимир Иванов. Это взрослые ребята, которые не раз показывали хорошие результаты на Первенствах России, Всероссийских соревнованиях, чемпионатах и Первенствах ЮФО. Некоторых она тренирует больше десяти лет. В группе начальной подготовки занимается 34 юных спортсмена, и на многих из них тренер возлагает большие надежды.
Фото: из личного архива тренера, Анастасия Саттарова