19 июля 1980 года на Большой спортивной арене стадиона «Лужники» в Москве прошла торжественная церемония открытия XXII летних Олимпийских игр. За 16 дней представители армейского Клуба завоевали 113 - 49 золотых, 38 серебряных и 26 бронзовых - наград в 21 виде спорта. Обладателем золотых наград в тот год стал саблист Виктор Кровопусков, ставший лучшим в индивидуальных и командных состязаниях.
«Домашние Олимпийские игры для любого спортсмена имеют особое значение, а для меня, коренного москвича, они были важны вдвойне. Единственное, что беспокоило, - это регулярные неудачи, которые преследовали меня на соревнованиях в Москве, - рассказал Виктор Алексеевич Кровопусков Службе информации Олимпийского комитета России, отметив также, что он ни разу к тому моменту не сумел одержать победу на международном турнире «Московская сабля», который проводится в столице ежегодно с 1973 года. - Пришлось ломать стереотип на Олимпийских играх. К тому же после успешного выступления на предыдущих Играх в Монреале (в 1976 году) от меня и всей команды саблистов, которая осталась практически в том же составе, ждали только победы».
Москва перед домашней Олимпиадой менялась буквально на глазах, вспоминает Кровопусков. К Играм-1980 изменилась практически вся инфраструктура города, но фехтовальщики это во время соревнований оценить, конечно, не успели.
«В Олимпийской деревне нас только зарегистрировали, а жили мы на базе в Новогорске, откуда до родного спорткомплекса ЦСКА, где проводился олимпийский турнир по фехтованию, было очень удобно добираться. В саму же деревню попасть и остаться там на какое-то время можно было только после окончания всех соревнований. Кто-то воспользовался этой возможностью, а я отказался и поехал домой, потому что весь год был на сборах и соскучился по семье», - рассказывает бывший фехтовальщик.
Игры в Москве также известны тем, что их бойкотировали некоторые страны, но все главные соперники - венгры, итальянцы, французы, поляки - Кровопускова, с которыми он встречался по три-четыре раза в год на международных стартах, прибыли в столицу, чтобы побиться за медали. И, несмотря на то, что за столько поединков тактические приемы оппонентов были изучены вдоль и поперек, расслабляться было нельзя.
«Дома выступать тяжелее из-за повышенной ответственности. Мы это прекрасно понимали, - вспоминает Виктор Алексеевич. - Командный турнир начался для нас неудачно: в первой встрече уступили румынам, после чего всех вызвали «на ковер». На самом деле тот проигрыш вышел случайным и влиял только на жеребьевку. Хотя кто-то из журналистов предположил, что это была такая специальная тактика: дескать, мы выбирали себе удобных соперников. Ничего подобного!»
Еще одной сложностью на Олимпиаде-1980 стал тот факт, что соперником Кровопускова стал не иностранный спортсмен, а товарищ и одноклубник - Михаил Бурцев, который занимался у того же тренера - Марка Ракиты - и знал об Алексее всё. Однако неожиданностью это не стало.
«Этот бой оказался самым трудным в моей жизни! Но на фехтовальной дорожке друзей нет, только соперники. Так всегда говорили мои учителя, - поделился Виктор Алексеевич. - Олимпийские финалы в 1980 году проходили по другой схеме, нежели сейчас. В решающую стадию выходили шесть спортсменов, и все по очереди дрались друг с другом: у кого в итоге оказывалось больше побед, а максимально их могло быть пять, тот и выигрывал. У нас с Мишей Бурцевым таковых набралось по 4, причем очный поединок я ему проиграл, а он уступил венгру Имре Гедевари. Для выявления олимпийского чемпиона назначили перебой, в котором мне удалось одержать победу со счетом 5:3».
Фото: www.lt.sputniknews.ru и из открытых источников