Сегодня спортивную честь России и Вооруженных Сил защищают армейские гонщики:
- Егор Дмитриевич Санин, мастер спорта России, обладатель Кубка Европы (2015 г.) по ралли-кроссу;
- Эдуард Михайлович Крысов, мастер спорта международного класса, неоднократный призер этапов Кубка мира по мотогонкам на льду, многократный чемпион России по мотогонкам на льду;
- Алексей Владимирович Иванов, кандидат в Мастера спорта России, 4-х кратный чемпион России по шоссейно-кольцевым гонкам в классе «Супер спорт».
Тренерский состав:
- старший тренер команды, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер России Виталий Иванович Русских;
- тренер команды, мастер спорта международного класса, заслуженный тренер России Анатолий Васильевич Овчинников;
- тренер команды, мастер спорта международного класса Владимир Васильевич Субботин.
История команды
Общепризнано, что годом создания мотоцикла является 1885-й год; когда Готлиб Даймлер в Германии построил машину для езды, представляющую собой велосипед с деревянной рамой и ременной передачей, массой 50 кг с одноцилиндровым бензиновым двигателем, рабочим объёмом 264 куб.см. и развивающим мощность 0,5 л.с., что позволило достичь тогда скорости в 12 км/ч.
В 1899 году в Вене состоялись первые официальные гонки мотоциклов, послужившие началом рождения мотоциклетного спорта. И уже в ноябре 1898 года под Петербургом прошли первые мотоциклетные соревнования на дистанцию 39 вёрст между станциями Александровская и Стрельня.
8 июля 1904 года в Чешском городе Пакове группой энтузиастов мотоспорта из нескольких стран была основана Международная Федерация мотоциклетных клубов - ФИКМ, явившаяся предшественницей нынешней Международной Федерации мотоспорта (FIM) одной из первых общественных организаций, начавшей развивать мотоспорт в советской стране, был Московский кружок конькобежцев и велосипедистов.
14 июля 1918 года Московский кружок провёл первое дорожное соревнование по маршруту Москва-Клин-Москва.
В 1920 году в Москве впервые разыгрывается первенство РСФСР по мотоспорту на Московском ипподроме, а через два года проводится большое дорожное соревнование на дистанцию 556 вёрст. Ещё через два года разыгрывается первое первенство СССР на ипподроме и шоссе и первое зимнее соревнование по маршруту Москва-Ногинск-Москва.
В 1923 году в Москве создаётся Московский автомобильный клуб, ставший организационным центром автомобильного, мотоциклетного и велосипедного спорта. Однако наибольшее развитие мотоциклетный спорт получает всё-таки после создания отечественной мотоциклетной промышленности, когда практически все соревнования стали проводиться на мотоциклах советского производства.
В феврале 1923 года при Центральном управлении военной подготовки трудящихся была создана Центральная спортивная организация Красной армии - Опытно-показательная военно-спортивная площадка Всеобуча (ОППВ), приказ Реввоенсовета от 27.02.1923 № 448.
29 апреля 1923 года состоялся первый спортивный праздник воинов-спортсменов. Эта дата приказом Министра обороны СССР от 23.07.1963 № 88 утверждена как день рождения Центрального Спортивного Клуба Армии (ЦСКА)
В феврале 1928 года к десятой годовщине РККА ОППВ вошла в состав вновь созданного Центрального Дома Красной Армии им. М.В.Фрунзе как отдел физкультуры и спорта (Приказ Реввоенсовета от 27.10.1927 № 516).
Колыбелью армейского мотоциклетного спорта по праву считается Академия бронетанковых войск имени Р.Я Малиновского. Именно там в начале тридцатых годов двадцатого века, в гараже старинного кадетского корпуса в Лефортово, группа энтузиастов в составе А. Костина, В. Павлова, М. Склярова, Н. Ивкова создала первый армейский коллектив мотоциклистов.
В мотопробеге 1931 года шесть отечественных мотоциклов выступают наравне с зарубежными. В 1932-1935 годах в Ленинграде, Ижевске, Таганроге и Подольске начался выпуск отечественных мотоциклов, что дало толчок к развитию новых видов мотоспорта: кросса, гонок по льду, зимних соревнований, мотобола. Всё активнее в них стали принимать участие и женщины, Уже в 1937 году И. Владимирова установила два рекорда страны на километровой дистанции.
Тот период тесно связано с именем Героя Советского Союза, прославленного летчика - Валерия Павловича Чкалова, который в течение всей своей недолгой жизни принимал активное участие в проведении всех крупнейших мотосоревновний.
В целях сохранения и увековечения памяти Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова, воспитания молодежи в духе патриотизма и преданности Родине, популяризации и привлечению молодёжи к занятиям мотоспортом, ежегодно проводится традиционный: командный мотокросс, посвящённый памяти В.П. Чкалова.
В 1938-1939 годах чемпионами СССР становятся армейские спортсмены В. Павлов, А. Гопеев, В. Кулаков. В предвоенные годы больших успехов добиваются Г. Фомин, М. Филин, М Скляров, А. Костин.
В 1944 году возобновляются соревнования на первенство Вооружённых сил по мотоциклетному спорту:
19 ноября 1948 года вышла Директива Начальника Генерального штаба Вооружённых сил № 5/95772, где согласно указанию Министра Вооружённых сил, было разрешено сформировать "Команду мотоциклистов Военно-воздушных сил МВО по штату № 29/844, численностью 24 военнослужащих и 17 вольнонаёмных. Тогда же генерал-майор Василий Иосифович Сталин и начал создавать мотокоманду Военно-воздушных сил (ВВС), куда пригласил многих известных гонщиков и одарённых молодых спортсменов из клубов:
«Трудовые резервы» - Евгения Грингаута, Сергея Овчинкина, Николая Селиванова;
«Динамо» - Владимира Карнеева, Ирину Озолину, Юрия Абрамова, Михаила Филина;
«Буревестник» - Геннадия Фомина.
И других. В итоге им была создана сильнейшая в стране мотоциклетная команда, которая составила основу мотокоманды ЦСКА.
Чемпионами СССР в это время становятся А. Петров, А. Денисенко; И. Озолина, Е. Грингаут.
Всесоюзные рекорды устанавливают А. Бучин, братья Виктор и Александр.Кулаковы, С. Овчинников, Н. Сусова
В 1953 году мотокоманда ВВС МВО влилась в состав ЦСК МО.
В октябре 1953 года был создан Центральный спортивный клуб Министерства обороны. В его состав вошли спортивные базы ЦДКА и ВВС МВО. (Приказ Министра обороны СССР от 30.09.1953 № 129).
За двадцать лет существования мотокоманда ЦСКА добилась огромных успехов. Было подготовлено около ста прекрасных спортсменов, завоевавших на первенствах страны более160 чемпионских титулов и почти 300 призовых мест.
Николай Севостьянов двадцать раз завоёвывал звание чемпиона СССР.
И.Я. Озолина стала восемнадцатикратной чемпионкой СССР и призёром многих международных соревнований. Всего на несколько медалей меньше у её подруги Нины Сусовой. Восемь раз были чемпионами страны Виктор Кулаков: Игорь Григорьев и Виктор Арбеков, по пять и более золотых наград имеют Николай Соколов и Анатолий Савельев, Насретдин Абдрахманов со своим колясочником Николаем Айвазовым, Анатолий Олейников и Виктор Пылаев, Борис Юдин.
Появилась необходимость в квалифицированных тренерах по мотоспорту: При Московском институте физической культуры и спорта были созданы специальные курсы по подготовке тренеров-инструкторов.
Мотокоманда ЦСКА - это была, по сути, настоящая лаборатория по подготовке высококвалифицированных спортсменов и мотоциклетной техники. Спортсмены, тренеры и механики мотокоманды внесли огромный вклад в усовершенствование конструкций двигателей и ходовой части мототехники. Эти новинки были высоко оценены заводами-изготовителями мотоциклов и спортсменами других команд.
Уникальными изобретателями и рационализаторами зарекомендовали себя Николай Севостьянов и Анатолий Савельев, Юрий Романов и Анатолий Абрамов.
Особое место в создании мотокоманды принадлежит её первому руководителю - Прокопию Николаевичу Соколову («Бате»), назначенному на эту должность непосредственно В.И. Сталиным.
В апреле 1960 года Центральный спортивный клуб Министерства обороны был переименован в Центральный спортивный клуб Армии - ЦСКА (Директива Главного штаба Сухопутных войск .№ГШ/4555. от 28 апреля 1960 г.
С 1956 года советские мотоспортсмены принимают участие в Первенстве мира по мотомногоборью, шоссейно-кольцевым гонкам, кроссу.
Первым заявил о себе замечательный спортсмен ЦСКА Игорь Григорьев, который в 1963 году занял третье место в чемпионате мира по мотокроссу в классе мотоциклов до 250 куб.см.
В 1965 году его успех приумножил армеец - Виктор Арбеков, завоевавший впервые в истории советского мотоспорта, звание чемпиона мира по мотокроссу в классе мотоциклов до 250 куб.см.
Фактически армейский мотоспорт существует почти восемьдесят лет, формально - почти шестьдесят пять.
За эти годы армейские спортсмены значительно приумножили славу и достижения её первых чемпионов. Так Сергей Тарабанько стал семикратным, Николай Нищенко - четырёхкратным, Виталий Русских - двукратным чемпионами мира в гонках по льду, Геннадий Моисеев - пятикратным, Владимир Кавинов - двукратным, Анатолий Овчинников, Евгений Петушков, братья Владимир и Юрий Худяковы и др. - чемпионами мира по мотокроссу. Кроме этого, целая плеяда спортсменов ЦСКА стала чемпионами и призёрами спортивных соревнований самого высокого уровня
Выступая под различными наименованиями: ВВС, ВВС МВО, ЦДКА, ЦСК МО. и ЦСКА, мотокоманда Центрального Спортивного Клуба Армии шестнадцать раз в истории мотокросса завоевывала главный приз командных соревнований имени В.П. Чкалова.
Сегодня стараниями прославленных спортсменов-ветеранов ЦСКА, таких как Виктор Михайлович Арбеков, Борис Дмитриевич Юдин, Владимир,Владимирович Макаров, Виктор Иванович Попенко и других, передаётся их бесценный опыт подрастающему поколению молодых гонщиков, что вселяет надежду в дальнейшее развитие нашего армейского спорта.
Легендарные спортсмены
История соревнований по авто и мото спорту насчитывает большое количество наших успешных спортсменов:
- Владимир Борисович Терентьев, мастер спорта, неоднократный чемпион и призер чемпионатов, кубков СССР в личном и командном зачете в период с 1952 по 1958 года.;
- Михаил Григорьевич Филин, мастер спорта по мотоспорту, 2-кратный чемпион СССР по мотокроссу (1950 и 1951 года) в классе мотоциклов до 100см3;
- Олег Павлович Яровой, мастер спорта по мотогонкам на льду, чемпион и призер чемпионатов СССР. Заслуженный тренер РСФСР, заслуженный работник физической культуры, генерал-майор;
- Борис Дмитриевич Юдин, мастер спорта международного класса, 14-кратный чемпион СССР по мотогонкам в разных классах мотоциклов;
- Анатолий Николаевич Соколов, мастер спорта по авто и мотоспорту, 10-кратный чемпион СССР по мотокроссу в разных классах мотоциклов;
- Александр Дмитриевич Яковлев, мастер спорта международного класса, заслуженный тренер, неоднократный чемпион и призер чемпионатов, Кубков и Спартакиад народов СССР по мотогонкам в период с1961 по 1970 годы;
- Олег Ильич Трегубов, мастер спорта по авто и мотоспорту, трехкратный чемпион СССР по картингу (1977, 1978, 1981 годов);
- Геннадий Петрович Фомин, мастер спорта, заслуженный тренер, 2-кратный чемпион СССР по шоссейно-кольцевым гонкам, начальник команды и многолетний тренер спортивной команды по автомотоспорту ЦСКА, подполковник;
- Владимир Васильевич Субботин, мастер спорта международного класса, бронзовый призер чемпионата мира по мотогонкам на льду.
Из года в год спортивная слава и мастерство авто и мотогонщиков ЦСКА возрастала. Армейские спортсмены успешно защищали спортивную честь страны на международной арене.
В 70-80 годы прошлого столетия на международной арене успешно выступали:
- Сергей Александрович Тарабанько, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России, 7-кратный чемпион мира по спидвею (мотогонкам на льду) в период с 1975 по 1981 года. После завершения спортивного карьеры в лице спортсмена – перешел на тренерскую работу, был начальником команды ЦСКА по мотоспорту;
- братья Худяковы: Владимир и Юрий Михайловичи. Оба мастера спорта международного класса.
Владимир – чемпион мира 1978 г. в командном зачете по мотокроссу на Кубок «Трофей Наций», подполковник запаса.
Юрий – чемпион мира 1979 г. в личном зачете по мотокроссу и чемпион Мира 1978 г. в командном зачете по мотокроссу на Кубок «Трофей Наций»;
- Анатолий Васильевич Овчинников, мастер спорта международного класса, заслуженный тренер России, серебренный призер чемпионата мира (1976 года) по мотокроссу в командном зачете;
- Леонид Андреевич Шинкаренко, мастер спорта международного класса, чемпион мира 1975 г. по мотокроссу на Кубок «Трофей Наций».
Руководители
Начальниками команды ЦСКА по мото и автоспорту в разные года были:
- полковник Прокопий Николаевич Соколов, заслуженный мастер спорта СССР;
- Сергей Иванович Юдин;
- Юрий Михайлович Замятин;
- Генрих Самуилович Черкасский, заслуженный тренер СССР, судья международной категории по автомотоспорту;
- Александр Михайлович Бухаров;
- Геннадий Петрович Фомин, мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР;
- Владимир Николаевич Дудко, мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР;
- Виктор Михайлович Арбеков, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР;
- Николай Александрович Ефимов, мастер спорта СССР;
- Сергей Александрович Тарабанько, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер России;
- Виталий Иванович Русских, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер России, 2-кратный чемпион мира по мотогонкам на льду в командном зачете и бронзовый призер в личном зачете. Многократный победитель и призер чемпионатов СССР и Вооруженных Сил СССР. Сейчас В.И. Русских старший тренер спортивной команды (по военно-прикладным и неолимпийским видам спорта).