Оплата услуг
Администрация
Спортивные школы
Календарь спортивных событий
Партнеры
Клуб
Спортивные объекты
Медиа-центр
Профессиональные клубы ЦСКА
Совет ветеранов
Виды спорта
Услуги
Контакты
Спорт в лицах
Спорт и армия
Официальная информация
Помощь от ЦСКА
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Смоленск
  • Самара
  • Ростов-на-Дону
  • Севастополь
  • Хабаровск

Еще две биографии фронтовиков – спортсменов и тренеров Хабаровского СКА пополнят «Героический батальон ЦСКА»

24.04.2020

Еще две биографии фронтовиков – спортсменов и тренеров Хабаровского СКА пополнят «Героический батальон ЦСКА»

В филиале ФАУ МО РФ ЦСКА (СКА, г. Хабаровск) продолжается активная работа по поиску информации о спортсменах и тренерах филиала – участниках Великой Отечественной войны. Истории жизни еще двух фронтовиков, жизнь которых была связана с Хабаровским СКА, войдут в книгу «Героический батальон ЦСКА».

Георгий Иванович Хрульков

Хрульков 1

27.02.1920, г. Владивосток – 05.06.1999, г. Хабаровск

Георгий Хрульков был поистине патриархом армейской команды из Хабаровска по русскому хоккею, одним из первых ее игроков, человеком, значимость которого для хабаровской команды можно сравнить со значимостью братьев Старостиных для футбольного «Спартака». Свою спортивную карьеру Жора Хрульков, страстно увлекавшийся футболом и хоккеем с мячом, начинал во Владивостокской заводской команде «Судостроитель». Сначала – в детской команде, где начал тренироваться в 1934-м, затем, с 1937 по 1941-й – во взрослом составе. Бок о бок рядом с прославленными тогда игроками Василием Дорониным и Дмитрием Сергиенко, имевшими за плечами выступление в составе киевского «Динамо». Кстати, в 1937-м эта дружина, в составе которой был и 17-летний Хрульков, дебютировала в первенстве СССР по футболу.

Примерно тогда на паренька обратил внимание начальник школы шоферов тыловой базы Тихоокеанского флота подполковник Владимир Смолко, являвшийся страстным поклонником спорта. Поэтому, когда Хрулькову пришла пора идти в армию, расторопный офицер сделал все, чтобы талантливый спортсмен оказался в его распоряжении.

С выбором флотское начальство не прогадало. Ведомая Хрульковым команда школы шоферов громила соперников, как говорится, налево, и направо. Причем как на футбольном, так и на хоккейном полях. Не случайно, что именно военные водители составляли костяк флотской сборной для участия в межведомственных соревнованиях.

А потом грянула Великая Отечественная война, которую Георгий Хрульков прошел «от звонка до звонка» в звании мичмана и завершил кавалером ордена Красной Звезды и медали «За победу над Японией». Боевые действия для Хрулькова закончились в августе 1945-го, а уже осенью того же года в составе сборной команды Тихоокеанского флота он отпраздновал успех в чемпионате ВМФ СССР по футболу.

Природа щедро одарила Георгия Ивановича: Хрульков являлся настоящим самородком, будучи одинаково талантливым, как в футболе, так и в хоккее. По признанию его бывшего одноклубника по команде хабаровского окружного Дома офицеров (ОДО), в будущем известного арбитра Анатолия Руденкова, Хрульков обладал невероятной скоростью и фантастическим дриблингом. «Он летел, как «торпеда», и попытка остановить его в момент атаки зачастую выглядела делом бесперспективным», - вспоминал Руденков.
Долгие годы Хрульков успешно совмещал оба вида спорта, будучи бесспорным лидером и в футболе, и в хоккее с мячом. Окажись Хрульков где-нибудь поближе к Москве, он бы вполне мог добиться всесоюзного, а может быть, и мирового признания. Однако, получись оно так, Хабаровск бы не получил славную армейскую дружину.

В послевоенные 1945-1947 годы команда СниС (Службы наблюдения и связи Тихоокеанского флота) Хрулькова безраздельно царит в гарнизонном и Владивостокском городском первенствах. В этот момент в команде появляется еще один будущий «хабаровский армеец» Николай Ратников. Трио Хрульков-Захаров-Ратников лучшее среди хоккеистов-тихоокеанцев. Но на первом месте был Хрульков. Ему даже посвятили стихи в гарнизонной газете.

 В 1947 году, после того, как хоккейная сборная команда Тихоокеанского флота с блеском выиграла первенство Вооруженных сил СССР в Кирове, Хрульков и еще несколько его сослуживцев были переведены в Хабаровск, поскольку находились в оперативном подчинении у штаба главного командования войсками Дальнего Востока. Как гласит легенда, руку к этому приложил сам Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский, который мечтал сделать в городе на берегах Амура сильную хоккейную команду. Своим становлением и будущими победами армейская команда Хабаровска была обязана именно ему.

Георгий Иванович был не только виртуозным мастером, зачастую способным в одиночку решить исход матча, но и талантливым тренером. Официально он возглавил команду только в 1956 году, после того как завершил спортивную карьеру. Однако фактически руководил командой с момента появления в ней. Большинство прежних наставников являлись таковыми лишь номинально, как правило, исполняя исключительно административные функции.

В 1949 году на игру во Владивосток хоккеисты ОДО отправились без травмированного капитана. Однако Хрульков, несмотря на категорические запреты врачей, из госпиталя… сбежал и, купив билет на поезд, ринулся на подмогу своим! «Больной» появился на стадионе в конце первого тайма, когда хабаровчане проигрывали – 0:1, вышел на замену после перерыва, сумел провести два безответных гола и помог выиграть своей команде.

За долгие годы тренерской работы в армейском клубе (с 1947 по 1959 он был играющим тренером, а с 1959 по 1966 – главным тренером команды ОДО и СКА Хабаровск) на счету Георгия Ивановича оказалось немало тактических новинок, взятых потом на вооружение многими командами страны. Одна только его игровая формула «все в нападении – все в защите» в свое время порядком прибавила головной боли тренерам соперников, войдя впоследствии во многие справочники по русскому хоккею как понятие «дальневосточный стиль».

А особо отмечались человеческие качества Георгия Ивановича: открытость, доброжелательность, порядочность. Вот что рассказывал о нем позднее Михаил Ханин - один из лучших нападающих команды второй половины 60-х - начала 70-х годов прошлого столетия, а позднее наставник армейской команды:

«Нас, парней с первой щетинкой усов, было в команде немало, если не большинство. Георгий Иванович относился к нам строго, но очень внимательно, заинтересованно. Как отец. Однажды, при случае, даже у моей мамы в Балашихе побывал. Поговорил с ней, и она согласилась отпустить меня с ним хоть на край света…».

Он пригласил в команду одного из лучших в дальнейшем игроков мирового хоккея с мячом – А. Фролова. Способствовал росту мастерства целой плеяды армейских игроков. В том числе Е. Герасимова, О. Биктогирова, М. Девишева, Ю. Лизавина, А. Луткова, В. Помазкина, А. Пулькова, М. Ханина и др.

Хрульков был из той плеяды тренеров-практиков, которые могли не только лично показать любой прием, но и за счет богатого опыта и интуиции по полочкам разложить любую игру. Умел до тонкостей объяснить самую сложную ситуацию на поле, четко поставить задачу каждому исполнителю.

Наверное, этот человек, подготовивший 20 мастеров спорта, был достоин присвоения ему звания заслуженного тренера РФ. Но, к сожалению, окончание карьеры для Хрулькова получилось печальным. По неизвестным причинам харизматичный специалист так и не удостоился надлежащего поощрения со стороны армейского руководства. В то время, как его подопечные практически ежегодно повышались в званиях, сам Хрульков так и оставался мичманом. А ведь именно при нем весной 1964-го наши хоккеисты впервые завоевали серебряные медали чемпионата СССР, а еще через год стали бронзовыми призерами.

Правда, после двух медальных сезонов клуб стал лишь четвертым, и этот шаг назад армейское руководство Георгию Ивановичу не простило. В канун чемпионата страны1966-1967 гг., когда имя Хрулькова уже было внесено в заявочный список в качестве ее главного тренера, наверху приняли решение о смене наставника, пригласив в Хабаровск бывшего подопечного Хрулькова - 33-летнего Анатолия Панина.
Хрульков ушел из клуба тихо и практически незаметно. А ведь ему было всего 46 лет. Самый, как говорится, тренерский рассвет… Жил известный тренер довольно скромно - в частном секторе на окраине Краснофлотского района. В 1985 году он, как и все ветераны Великой Отечественной войны, был награжден орденом «Отечественной войны» II степени. Умер он в 79-летнем возрасте, так и не получив положенных ему лавров. И все же справедливость восторжествовала. Одна из трибун арены «Ерофей» в Хабаровске носит его имя, а значит, Георгий Иванович, которого прозвали в команде «торпедой», не забыт.

Николай Ильич Галюк

galyuk1

20.10.1920, г. Владивосток – 21.07.1998, г. Хабаровск

Русский хоккей в 50-60-е годы прошлого века был необычайно популярен в стране. Прикипел к этой игре и Николай Галюк, очень много сделавший для развития хоккея с мячом в Хабаровске.

Впрочем, до того, как вплотную соприкоснуться с большим спортом, Николай Ильич прошел хорошую военную и организаторскую школу. В 1939 году он поступил на службу в РККА. В годы Великой Отечественной войны был инструктором военно-массовой работы Дома Красной армии 1-й Краснознамённой армии в составе Дальневосточного, а с августа 1945 года – 1-го Дальневосточного фронта. «В боях с японскими захватчиками проявил себя как смелый, мужественный офицер, умело действующий в боевой обстановке», - писал в представлении на награждение офицера Николая Галюка орденом Красной Звезды начальник армейского ДКА 1-й Краснознаменной армии майор Хмельницкий.

Николай Ильич был также награжден медалью «За победу над Японией», а позже, уже в мирные годы – медалью «За боевые заслуги» и вторым орденом Красной Звезды.

В послевоенные годы Николай Галюк был тесно связан со спортом. Хотя его спортивной специализацией был бокс, Николай Ильич в 1948-м стал сначала начальником футбольной команды окружного Дома офицеров, а затем проявил себя отличным организатором в другом виде спорта – хоккее с мячом.

Будучи начальником команды СКА (Хабаровск) по хоккею с мячом в период с 1959 по 1974 год, Николай Галюк, умело использовавший для комплектования дальневосточного коллектива возможности армейского статуса команды, пригласил в Хабаровск из Москвы Анатолия Гладилина, который в составе СКА стал мастером спорта, серебряным (1970) и четыре раза бронзовым (1968, 1969, 1972 и 1979) призёром чемпионатов СССР, привлекался в сборную страны (1970), был восемь сезонов был капитаном команды. Во многом благодаря Н. Галюку, в команду удавалось приглашать и многих других талантливых хоккеистов, со временем становившихся известными мастерами. Так, к примеру, М. Ханин, игравший прежде в столичном «Динамо», даже отметиться там толком не успел: пришла пора служить в армии. И уже следующий сезон он начал далеко от Москвы - в Хабаровске. Произошло это, как говорил потом Ханин, не без протекции тогдашнего наставника армейцев с берегов Амура Георгия Ивановича Хрулькова и начальника команды Николая Ильича Галюка. Они держали на прицеле многих перспективных игроков из других клубов, которым предстояла воинская служба. Именно благодаря Галюку, отвечавшему в СКА за селекционную работу, в Хабаровске оказались Анатолий Фролов, Юрий Лизавин, Евгений Герасимов, позже – Владимир Ивашин, Александр Волков, Сергей Лазарев и многие другие игроки с мировым впоследствии именем.

Николай Ильич был прекрасным администратором, страстным фанатом хоккея с мячом, тонко разбирался в игровых нюансах и успешно «лоббировал» интересы команды. При Николае Галюке в команде были должным образом налажены дисциплина и тренировочный процесс. Именно при нем команда закрепилась в ранге одной из ведущих в стране. Дважды завоевывала серебряные, и четырежды бронзовые медали чемпионатов страны. Как вспоминал один из игроков команды СКА (Хабаровск) того времени Михаил Девишев, «тренировал нас Георгий Иванович Хрульков, а все организационные дела вершил начальник команды Николай Ильич Галюк. Он и за селекцию отвечал. Всю страну каждый год бороздил, способных хоккеистов в армию призывал. Даже до Подмосковья добирался. Это Галюк привез в Хабаровск Михаила Ханина из Балашихи, Владимира Ивашина из Жуковского, Александра Волкова и Сергея Лазарева из Обухова. Все подолгу там играли, многие навсегда жить. Остались...».

Команда была работоспособная, маневренная, скоростная. Ее игрой восхищались многие профессионалы. Например, один из сильнейших хоккеистов 50-х, начальник и главный тренер команды «Локомотив» в 60-е Григорий Аркадьевич Израильский, чья команда уступила на чемпионате СССР хабаровскому СКА, вспоминал: «Если реально расценивать… мощно играли хабаровские армейцы. Это признанные фавориты». Команда под руководством Николая Ильича Галюка и Георгия Ивановича Хрулькова, а позднее Анатолия Георгиевича Панина исповедовала скоростной, комбинационный хоккей. Во многом именно благодаря таким людям, как Николай Галюк, советский хоккей с мячом несколько десятилетий был вне конкуренции на международной арене.

В 1965 году Николай Ильич удостоился звания «Заслуженный тренер РСФСР».

А в 1969 году в Хабаровском книжном издательстве вышла книга «Хоккей с мячом, которую написал Николай Ильич. Это издание, вышедшее 15-тысячным тиражом, рассказывало о развитии хоккея с мячом в СССР, об играх армейцев Хабаровска в чемпионатах страны.

После выхода в отставку Николай Галюк жил в Хабаровске. И, вспоминая любимую игру, всегда говорил, что здесь мало одних способностей и природных данных. Для успеха в спорте, в том числе и в хоккее, нужна работа до седьмого пота, нужно добросовестно, осознанно трудиться, потому что спортивное мастерство добывается только трудолюбием и усилием воли.

В 2015 году, вскоре после 70-летия Победы, одну из трибун хабаровской арены «Ерофей», где проходят хоккейные матчи, поклонники «СКА-Нефтяника» по итогам голосования среди зрителей назвали в честь заслуженного тренера России и бывшего администратора – начальника команды Николая Галюка.

ЦСКА в СМИ