- Олег, первым делом поздравляю с досрочным присвоением очередного воинского звания. Для человека военного это событие не второстепенное.
- Спасибо.
- Ну, а начнем с истоков. Обычно детей приводят в ту или иную спортивную секцию родители. Знаю, что и в твоем случае было так же - в бассейн привели родители. Почему выбор пал именно на плавание?
- Просто школа плавания была поблизости. От дома до бассейна всего 20 минут ходьбы. И одно из главных обстоятельств, почему выбрал именно этот вид спорта, было то, что у нас весь класс ходил в бассейн. Но со временем, с каждым более старшим классом кто-то отсеивался, а я продолжал заниматься. В младших классах меня обычно водили на тренировки родители. Помню, что жутко мёрз всегда, выбравшись из воды. Хотелось побыстрее под тёплый душ.
- В каком-то из твоих интервью читал, что с одним из первых тренеров у вас случились разногласия, после чего ты перешел в другую спортивную школу. В чем была причина?
- Первым моим тренером был Сергей Витальевич Шатов. А разногласия произошли со вторым - Павлом Леонидовичем Никитиным. Наверное, из-за тренировочного процесса. Думаю, что его не устраивали какие-то результаты тренировок. Тренер хотел немного большего и побыстрее, а у меня в тот период, возможно, что-то не получалось. Поэтому ушел в другую школу, и с той поры по сей день меня тренируют муж и жена Буслаевы - Валерий Владимирович и Татьяна Анатольевна. Сейчас я тренируюсь у Татьяны Анатольевны. Она заслуженный тренер России. Хотя был период, когда я тренировался у её супруга.
- А в каком году ты пришел в ЦСКА?
- Сначала была срочная служба в спортивной роте в Санкт-Петербурге, сейчас это филиал ЦСКА. Затем заключил контракт. А первое офицерское звание получил два с половиной года назад.
- За это время ты заслужил немало регалий. Но давай поговорим о недавно прошедших Всемирных военных играх в Китае, где ты завоевал «золото» на 50 метрах, «серебро» на 100 метрах баттерфляем и «золото» в комбинированной эстафете 4х100. Кто для тебя был, возможно, самым неудобным соперником? Кто, образно говоря, наступал на пятки?
- Очень сильный состав выставили китайцы. Всегда сильные команды у Бразилии и Польши. Конкуренция всегда довольно жесткая, и в основном борьба идет со спортсменами из этих стран.
- С кем персонально пришлось состязался на дорожках, не запомнил?
- Нет, имен не помню. Задача ведь не соперников запомнить, а, в первую очередь, показать свой результат. Но помню, что, когда выиграл 50-метровку, вторым на пьедестале почета был поляк, а третьим представитель России – армеец Даниил Пахомов.
- Тебе принадлежат слова о том, что если на 50-метровке нужна просто скорость, то на 100-метровке – скоростная выносливость. Давай расшифруем это понятие.
- «Полтинник» - это чистый спринт. Ты проходишь дистанцию на одном дыхании или, можно сказать, вообще без дыхания. А сотня, хоть и тоже относится к спринту, тем не менее, это дистанция, на которой скорость чуть пониже, но нужно терпеть, выдерживать заданный темп. На этой дистанции в итоге на VII летних Всемирных военных играх лучшие результаты показала та же тройка спортсменов, только мы поменялись местами: на первом оказался Даниил Пахомов, на втором я, а на третьем польский спортсмен.
- А как организм перенес разницу в часовых поясах? Было время на акклиматизацию?
- По-моему, мы прилетели дня за три-четыре до старта, так что время адаптироваться было. Но, в принципе, такие перепады по времени случались довольно часто. Приходилось и сразу стартовать. В таких случаях настраиваешься, что будет тяжело. И выкладываешься.
- А что можно сказать об организационной стороне? Не возникало ли на соревнованиях каких-то трудноразрешимых проблем?
- В принципе, организация была хорошая. Не было задержек автобусов. Приходили и выезжали по расписанию. С питанием в целом тоже проблем не было. Кафе в деревне спортсменов в момент соревнованиий работало круглосуточно. Кухни разные: и европейская, и азиатская.
Единственное, в первый день случился курьез в бассейне – как раз в спринте. В момент отталкивания бразильского спортсмена тумба сошла с болтов и опрокинулась назад. Двум спортсменам: бразильцу и, если не ошибаюсь, итальянцу, дали возможность переплыть, потому что эта техническая неполадка действительно влияла на результат. Но уже к вечеру все сделали, в дальнейшем все функционировало исправно.
- На твой взгляд, можно ли сравнить Всемирные игры CISM с Олимпиадой?
- Ну, это военная Олимпиада и есть. Есть профессиональный спорт, есть Универсиады, то есть студенческий спорт, и есть военный спорт. Как для учащихся ВУЗов Универсиады – это своего рода Олимпиады, так и для военных Всемирные игры – это военные Олимпиады. Соревнования очень престижные. Церемонии их открытия не менее эффектны, чем Олимпийских игр, ты видишь, сколько присутствует зрителей, сколько спортсменов. Такие же эффектные закрытия. И по времени военные Игры длятся столько же, сколько Олимпиады. Разница только в том, что на военных Играх представлено больше видов спорта, но это даже плюс. Мне это очень нравится. И выступать на таких Играх интересно, ответственно и престижно.
- В этом сезоне еще будут серьезные старты?
- Чемпионат Европы по короткой воде. Он будет проходить в Глазго, в Великобритании. Наша команда улетает в понедельник.
- Получается, что практически ты выступаешь чуть ли не каждый месяц?
- Сейчас даже чаще. Появляются какие-то коммерческие старты, где можно денег заработать. Это неплохо для спортсмена, потому что такие старты продлевают спортивную карьеру.
- А на будущую летнюю Олимпиаду отбор будет, насколько я знаю, весной?
- Да, в апреле предстоит чемпионат России, по результатам которого будут отбираться спортсмены на Олимпиаду-2020.
- Шансы попасть на неё у тебя высокие. Но 50 метров баттерфляем – дисциплина не олимпийская. Готовишься к 100-метровке?
- Сейчас идут разговоры о том, чтобы сделать 50 метров брассом, на спине и баттерфляем олимпийскими дистанциями. Но на Олимпиаде 2020 года этого еще не произойдет. Пока в олимпийской программе есть только 50 метров вольным стилем (кролем). Поэтому будем работать над 100-метровкой.
- Знаю, что изначально ты выступал как брассист, а потом с возрастом, по твоим словам, изменился центр тяжести, и пришлось сменить специализацию…
- Да, есть такой нюанс. Особенно заметно это проявляется у девочек. В переходном возрасте организм набирает массу, центр тяжести меняется, и это очень сильно влияет на технику. Поэтому многие затем не могут подстроиться или перестроиться и в результате нередко расстаются со спортом. Вот и у меня мышечная масса подросла. Но параллельно с брассом я всегда плавал дополнительным стилем – дельфином. Правда, сначала в основном на тренировочных стартах или зональных соревнованиях, не более того. А брассом моей дистанцией была 200-метровка. Однако со временем результат в брассе остановился, а «полтинник» баттерфляем получилось улучшить. И мы с тренером решили: почему бы не попробовать? В итоге получилось.
- И получилось неплохо. На чемпионате мира в этом году завоевал «серебро» на 50-метровке. Читал, что крайний раз в этом стиле плавания бронзовую медаль на чемпионате мира нашей стране принес Николай Скворцов 12 лет назад.
- Да, в корейском городе Кванджу, где проходил чемпионат мира, я уступил лидеру - американцу 0,35 секунды.
- Правда, что после ответственных соревнований ты в первую очередь звонишь маме и жене?
- Всегда. Звоню, пишу, чтоб отчитаться. Успокаиваю их, что всё в порядке. Они же переживают. Жена у меня, кстати, тоже плавала, сейчас тренирует детей в той же спортивной школе, в которой я плаваю.
- В вашей молодой семье уже случилось пополнение?
- Да, у меня двое детей. Оба парня. Клим и Василий. Старшему три с половиной года, младшему в январе будет два. Семья живет в Нижнем Новгороде.
- Что касается Нижнего Новгорода, припомнил, что в некоторых твоих интервью звучала тема о том, что в бассейнах этого города тумбы устаревшие, еще с советских времен.
- Это правда. У нас, в принципе, в городе нет ни одного бассейна, где были бы тумбочки нового образца. Получается, что с современных тумбочек есть возможность стартовать только на сборах и соревнованиях. Старт с них чем-то похож на легкоатлетический, с разножки. Специальная колодка помогает оттолкнуться резче, и ты намного быстрее уходишь со старта, чем, когда отталкиваешься от старой тумбы двумя ногами. Это медленнее. Ну, а в спринте тот, кто выигрывает старт, затем выход (отрезок в 15 метров спортсмен преодолевает под водой – прим.), тот чаще выигрывает и сам заплыв. И еще в спринте очень важна реакция. Если ты на две десятых быстрее улетаешь, то у тебя будет преимущество, когда вынырнешь из воды.
- А как часто случаются сборы?
- В зимний период почаще, за полгода могут быть 3-4 раза. Но так как я семейный человек, то сейчас езжу на них чуть реже. То есть в основном выезжаю на сборы перед ответственными соревнованиями, какими-то международными стартами. А оттуда уже вылетаем к месту, где будут проходить соревнования. И в этот период я стараюсь привыкать к современным тумбам. Нужно сделать определенное количество стартов, чтобы отработать действия до автоматизма и на соревнованиях потом на этом не зацикливаться. А если начинаешь задумываться, отвлекаться на этот нюанс, то можешь потерять доли секунды. Расхождение на отрыве бывает до одной десятой. Поэтому отрабатываешь все эти технические моменты, в том числе элемент старта, чтобы на соревнованиях не думать об этом.
- Тренируешься ежедневно?
- По два раза в день. Утром и во второй половине дня. Плюс силовая подготовка в зале. Для спринтера сила – одна из основных составляющих. То, что тяжело наработать на воде, нарабатываешь в зале. Так что бывают тренировки и трижды в день.
- Как говорил Жванецкий, «я вижу, у вас на груди значок. У меня такого нет». Какой ВУЗ оканчивал?
- Нижегородский государственный университет имени Лобачевского по специальности «адаптивная физическая культура».
- Помогает ли полученное образование в жизни?
- Конечно. Полученные знания лишними никогда не будут.
- Что ж, благодарю за интервью и – удачных новых стартов и ярких побед!
- Спасибо на добром слове. Будем стараться.