- Вы не успели вернуться со II Европейских игр из Минска, а уже нужно было готовиться к командному Кубку мира. Отдохнуть и восстановиться успели?
- Ты уже находишься в этой форме. После таких соревнований главное – не разъедаться и не расслабляться. Нужно вытерпеть какой-то период, выступить, а потом уже думать об отдыхе. Нельзя давать себе слабину, но при этом нужно понимать, что организм всё равно иногда даёт сбои – случаются травмы, что-то ещё. Но это не длится вечно. Всё равно в итоге выпадает возможность отдохнуть и восстановиться. Так что я думаю, что мы достойно выступим на командном Кубке мира. У нас сильная команда. Все первые номера России.
- Как тогда удается себя так долго держать на пике формы?
- Сложно сказать, что ты всегда на пике формы. Бывает такое, что ты ловишь волну и всё идёт как по маслу, а иногда приходится пересиливать себя. Это спорт. Спортсмен не может быть всегда на пике. Он либо себя где-то заставляет, либо действительно находится в хорошей форме. Но под тебя не могут подстраиваться организаторы соревнований, поэтому подстраиваться под обстоятельства нужно тебе.
- Командный Кубок мира чем-то отличается от других соревнований?
- Это будет первый командный Кубок мира среди смешанных команд. Будут представлены три женских веса, три спортивных мужских и три боевых. Я впервые буду участвовать в соревнованиях такого формата, поэтому мне самой очень интересно, как пройдет этот Кубок мира, сколько команд приедет и какая будет конкуренция. Турнир пройдёт в Монголии, и монголы, конечно же, сделали в первую очередь веса под себя. У них есть лидеры в них, поэтому я думаю, что конкуренция будет достаточно серьёзной. Они всегда создают нам достойное соперничество на чемпионатах мира. Знаю, что у них были проведены специальные сборы. Готовились. У нас серьёзная подготовка была к Европейским играм. Сейчас более самостоятельно: всё-таки лето. Кто-то на сборах, кто-то отдыхает от ковра. Но только не мы (смеётся).
- Раз собрали первые номера сборной, значит, цель на турнир поставлена высокая?
- Конечно! Нам сразу сказали, что в Монголию поедут только первые номера. Значит надо максимально выложиться и показать отличные результаты. Затем отдыхать, а потом готовиться к чемпионату мира, который пройдет в ноябре в южнокорейском Сеуле.
- Значит после командного Кубка мира будет небольшой перерыв и отдых?
- Да, перед чемпионатом мира будет около месяца. Уже в сентябре начинаются сборы, стартует первый этап подготовки. Следующий будет в конце октября. То есть август можно полноценно отдохнуть, набраться сил, провести больше времени с семьей, может быть съездить на море. Я об этом пока не думаю. Надо сначала отработать, а потом уже подумать об отдыхе.
- Но чемпионат мира – ключевой старт сезона и все силы направлены именно на него?
- Да, чемпионат мира – самый главный старт этого года. Пока он является для самбо самым главным стартом. Для нас это самый значимый старт, поэтому главное – подойти к нему в хорошей форме. Сейчас прошли Европейские игры, предстоит командный Кубок мира. Понятно, что мы всегда рассчитываем только на золотые медали – на высшую степень, ну, а там уже, как говорится, как будет. Но случаются и другие обстоятельства и иногда не всё идёт так, как ты задумал. Поэтому самое главное – не падать духом и делать выводы. Пускай где-то что-то не получается. Это будет просто опытом и нужно двигаться дальше.
- На вас соперницы как-то по-особому настраиваются? Вы это ощущаете?
- За последние года два-три стала ощущать что-то такое. Когда стали титулы расти. Когда ты однократная-двукратная-трёхкратная и думаешь «ну, ладно, трёхкратная», ещё не чувствуется такого напора во время схваток. Но когда четрёх-пяти-шестикратная... Я уже боролась на чемпионате России в этом году и почувствовала, что девчонки выходят на встречу со мной, как на финальную встречу. Чувствуется, что они выкладываются на все 100, чтобы меня победить. А в следующей встрече им уже тяжело бороться, так как они отдали все силы. Мне всё время сейчас нужно импровизировать, что-то придумывать. Все знают, что у меня сильный «партер». Приходится работать уже и в стойке, чтобы точно во всех аспектах быть сильнее. Когда говорят, что ты лидер, тебе вроде бы и не надо столько работать. Уже же профессионал! (Смеётся). На самом деле сейчас пахоты в три раза больше, чем когда-либо я тренировалась. Поэтому сейчас, когда я впервые уступила на международном старте, на Европейских играх в Минске, это стало сенсацией. В течение 10 лет я ни разу не проигрывала на международных стартах. 10 лет я реально никому не уступала. Поэтому для всех это было невероятно, но я рада за них. Рада, что сумела их порадовать этим (смеётся). Ну, а меня, с почином! Это моя первая бронзовая медаль. Я ей тоже безумно рада, потому что это медаль, какой бы она ни была. Будет для коллекции. Если на этом зациклиться, можно впасть в депрессию и на этом завершать карьеру. Но нужно просто идти вперёд. Серебряная медаль у меня есть – это был мой первый чемпионат мира в 2008 году, когда я только перешла из юниоров. Я не расстраиваюсь. Это спорт. Конкуренция растёт. На тебя, как на лидера, чувствуется напор. Чувствуется, что у тебя хотят выиграть, но, когда есть такая конкуренция, это радует. Раньше, когда девчонки выходили против меня, чувствовалось, что они дрейфили, давали заднюю. Сейчас же они бьются. Это здорово! Я за такой спорт, за яркость, поэтому и выступаю в смешанных единоборствах, где ты пробуешь себя в чем-то новом.
- Получается поэтому и с мотивацией у вас нет проблем?
- Иногда меня спрашивают, как найти мотивацию, когда уже столько всего за плечами. А она реально не то, чтобы угасает, а внутреннее состояние говорит «куда ещё выше? Давай попробуем что-нибудь новое», а я такой человек, которому нравится покорять новые вершины. Бои для меня сейчас – это не то, куда я хочу уйти, а скорее что-то новое. Что-то получается, что-то пока не очень. Спорт – своего рода путешествие, когда бы ещё меня позвали полететь в Америку и в другие страны? Иногда спорт – это не только истории о победах и золотых медалях, но еще и открытие для себя чего-то нового за его пределами. Я очень люблю посещать достопримечательности, когда приезжаю в разные города на соревнования. Закрыться в номере и гореть – не для меня. Меня иногда даже спрашивают, откуда во мне столько энергии. Потому что я обычно борюсь на третий день после прибытия, но не могу сидеть в номере, смотреть в потолок и беречь энергию. Я наоборот заряжаюсь от того, что моя голова не забита только одним спортом. Люблю почитать что-то интересное, посмотреть достопримечательности. Чувствую себя от этого расслабленной.
- Вы рассказали о соперницах на российской арене, а на мировом уровне, как обстоит дело с ними, часто появляются новые?
- Например, последние 5 лет на чемпионатах России постоянно меняется тройка финалистов. Пьедестал все время разный, только первое место остаётся неизменным (смеётся). Все уже даже шутят над этим. На чемпионатах мира тройка тоже всегда разная, но соперницы, в принципе, одни и те же.
Появляются, конечно, и новые девчонки, моложе, кто-то приходит из дзюдо. Монголка сейчас, например. Мне как раз очень интересно съездить в Монголию посмотреть на неё. Она отлично борется, выиграла много этапов Кубков мира. И она как раз из дзюдо перешла. На турнире Харлампиева, который проходил недавно в Москве, она сказала, что мечтает выиграть у Марины Мохнаткиной. Мол она поедет на чемпионат мира и её мечта – побороться со мной. Когда люди говорят такое, понимаешь, что ты уже чего-то добилась, какого-то статуса. Раньше, когда-то я смотрела на Ирину Родину – одиннадцатикратную чемпионку мира, мне казалось, что это вообще космос-результаты – стать 11-й раз лучшей в мире. Когда сам достигаешь такого уровня, понимаешь, что все достижимо, и все наши страхи и сомнения у нас в голове. Самое главное поверить и, конечно же, трудиться.