Накануне юбилея барда, его тезка — мастер спорт СССР по плаванию полковник запаса Владимир Александрович Гриценко — член Совета ветеранов спорта ЦСКА, рассказал пресс-центру армейского клуба о своей встрече с Владимиром Высоцким зимой 1978 года.
«НА ВСТРЕЧУ С ВЫСОЦКИМ МЫ ВЗЯЛИ БУТЫЛКУ АРМЯНСКОГО КОНЬЯКА»
— Владимир Александрович, когда вы выполнили норматив мастера спорта СССР по плаванию?
— В 1968 году, когда стал серебряным призером чемпионата Украинской ССР. В состав сборной страны я не пробился, потому что встал перед дилеммой: учиться в Харьковском высшем военном командно-инженерном училище или продолжать заниматься плаванием. Я решил сделать выбор в пользу военной карьеры и закончил со спортом. А плавать я начал в 1954 году в Москве в бассейне ЦСКА, когда мне исполнилось семь лет. Через три года поступил в Суворовское училище, где дорос до кандидата в мастера спорта. Был призером Приволжского военного округа, чемпионом города Куйбышев (Самара). После окончания суворовского училища поступил в Харьковское ВВКИУ. После окончания училища уехал служить в Казахстан.
— Когда вернулись в Москву?
— В 1974 году.
— Зимой 1978 года, когда вы встретились с Высоцким, вам было 30 лет, поэту — 40. Такая разница в возрасте не помеха для общения?
— Сразу скажу, я не являлся другом Владимира Семеновича. Я жил на Малой Грузинской улице, дом 25. Высоцкий — напротив, в доме 28, на восьмом этаже. Председателем нашего жилищного кооператива был капитан первого ранга Владимир Терентьевич Бабочкин, который, к сожалению, уже умер. Вот он был другом и большим ценителем творчества Владимира Семеновича. Зимой 1978 года я встретился с Бабочкиным. Он мне сказал: «Высоцкий приехал из Парижа, привез свои новые диски, записанные во Франции. Давай, сходим к нему в гости». Мы взяли бутылку армянского коньяка.
«ПОТОМ ПРИШЛИ БОРИС ХМЕЛЬНИЦКИЙ, ВСЕВОЛОД АБДУЛОВ И ЛЕОНИД ФИЛАТОВ»
— Чем вас привлекала возможность встречи с поэтом?
— Как же, Высоцкий — такая знаменитость. Мне тоже было интересно, какие диски он привез. Познакомится с таким талантливым человеком лично — крайне полезно для собственного развития. Я сам любил и люблю творчество Владимира Семеновича, до сих пор пою его песни.
— Помните подробности той встречи?
— Пришли мы к поэту часов в шесть вечера. Он нас уже ждал. Три Володи сели на кухне, выпили по стопке с мороза. Закуска нехитрая: хлеб, сыр, колбаса. Начали слушать диски. Бабочкин взял с собой маленький переносной магнитофон. Высоцкий сказал: «Володя (Бабочкин), у тебя же дома хорошая аппаратура, я дам тебе два диска, дома перезапишешь качественно, а то слышу перезаписи, и стыдно становится за свой голос». Через полтора часа нашего общения на кухне Высоцкого — звонок в дверь. Заходят актеры Борис Хмельницкий, Всеволод Абдулов и Леонид Филатов. Принесли с собой неполный ящик водки. Когда артисты раздевались в прихожей, мне Бабочкин шепнул: «Володя, пора уходить! Я уже имел счастье присутствовать на таком «мероприятии». Сейчас будет шум, гам, соседи вызовут милицию. Артистов не заберут, а нас — точно!». Мы поблагодарили Высоцкого за гостеприимство, забрали два диска и ушли.
«МНЕ ХОТЕЛОСЬ ЗАВЯЗАТЬ С ВЫСОЦКИМ РАЗГОВОР О СПОРТЕ»
— Песни, которые привез Высоцкий, были на французском языке?
— Один диск был с песнями на французском языке, другой — на русском. Точно помню, что в тот вечер мы слушали «Баньку», а на французском — «Кони привередливые».
— Ваша встреча с Высоцким произошла меньше, чем за два года до смерти поэта (25 июля 1980 года). По его внешнему виду можно было понять, что он устал от жизни?
— Мне стало понятно, что он любит выпить. По манере употребления спиртного понятно, любит человек это дело или нет. Когда человек занюхивает рюмку крошкой хлеба, притом, что стол полон закуски, не сложно предположить, что человеку важно войти в состояние эйфории. Во время нашей встречи мне хотелось завязать с Высоцким разговор о спорте. У него же целый цикл песен этому посвящен. Бабочкин меня представил: «Подполковник Ракетных войск стратегического назначения, щит нашей Родины, Владимир Гриценко». Я, как болельщик ЦСКА, задал вопрос Владимиру Семеновичу: «Вы пишите замечательные песни про спорт, а за какой клуб, за какое спортивное общество вы болеете?». Высоцкий мне ответил: «Да, отец у меня военный, но я не могу никого обидеть из наших спортсменов, и сказать, что болею за конкретный клуб. Давай скажем так, я болею за весь советский спорт». На этом тема спорта в нашем разговоре была закрыта.
«О, СВОИ ПАЦАНЫ, ОНИ ПЕСНИ ВЫСОЦКОГО ЗНАЮТ!»
— О чем еще шел разговор во время вашей встречи с Высоцким?
— Высоцкий был недоволен тем, что в Театре на Таганке у него случались неприятные разговоры с главным режиссёром Юрием Любимовым. «Ну, подумаешь, я пришел с запахом в театр, зачем из-за этого репетицию отменять? Когда мы снимали «Вертикаль», один съемочный день, да, из-за меня отменили, потому что я перебрал, но я тогда сам пришел к Говорухину и признался, что не могу сегодня работать. А на Таганке Любимова не устраивает запах. Но я и с запахом могу играть на полную катушку», — кипятился Высоцкий.
— Высоцкий не показался вам высокомерным?
— Да ну что вы. Шел обыкновенный мужской разговор. К тому же они дружили с Владимиром Бабочкиным, который не имел больших достижений в спорте, но занимался подводной охотой, плавал, бегал кроссы. Они могли в любой момент созвониться.
— Удивительно, песни Высоцкого пела вся страна, и абсолютно никакого снобизма с его стороны во время общения с малознакомым человеком.
— Его песни не просто слушала вся страна. Скажу больше. Меня его песни однажды спасли от драки с поножовщиной в Сочи. Гуляя по курортному городу, мы с друзьями слово за слово сцепились с местными мужиками, которые, видимо, «держали» набережную. Местные вынули ножи. И тут я на кураже начал петь, подражая Высоцкому: «В заповедных и дремучих, страшных Муромских лесах». Наши оппоненты тут же ножички спрятали: «О, свои пацаны, они песни Высоцкого знают!». Ситуация сгладилась.
«Я НИКОГДА НЕ ЗАБУДУ ВСТРЕЧУ С ВЫСОЦКИМ»
— Получается, песни Высоцкого были своеобразным кодексом чести в СССР?
— Если ты слушал и пел песни Высоцкого – это вызывало уважение. Когда Высоцкий умер, я был в командировке, а вернулся в Москву в день его похорон. На Малой Грузинской улице стоял наряд милиции, который никого из прохожих к домам не пропускал. Мне пришлось показывать удостоверение офицера, и паспорт, подтверждающий, что я прописан по этому адресу. Только тогда меня пропустили. Никто из поклонников творчества барда не знал, откуда повезут тело покойного на кладбище: из Театра на Таганке или из дома. Толпа дежурила и там, и там. Уход Высоцкого из жизни — это была трагедия для страны. Меня потрясла эта новость. Молодой мужик, в расцвете сил — и такая смерть. Ну а ту нашу единственную встречу с поэтом сорокалетней давности я никогда не забуду, и свой вопрос: «За какой клуб вы болеете? Может быть, за ЦСКА?».
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Владимир Семенович ВЫСОЦКИЙ
Советский поэт, актёр и автор-исполнитель песен.
Родился 25 января 1938 года (Москва) – умер 25 июля 1980 года (Москва).
Актёр Театра драмы и комедии на Таганке в Москве (1964-1980). Сыграл более 20 ролей в театре. Самые известные роли в кино – «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Служили два товарища».
Написал цикл «Спортивные песни»:
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Владимир Александрович ГРИЦЕНКО
Член президиума Совета ветеранов спорта ЦСКА.
Полковник запаса. Мастер спорта по плаванию.
Родился 10 февраля 1947 года в Хабаровске. Закончил Харьковское высшее военное командно-инженерное училище.
В Вооруженных Силах СССР и России служил с 1966 по 1993 гг.
Чемпион Куйбышева (1960), серебряный призер чемпионата Украинской ССР (1968).