В рамках мероприятия, приуроченного к Дню медицинского работника, начальнику врачебно-спортивного диспансера ЦСКА полковнику Кириллу Нефедову была вручена фасадная табличка с именем легендарного армейского врача Олега Белаковского.
Олег Маркович Белаковский более 60 лет жизни посвятил работе в армейском клубе. Вместе с национальными командами Советского Союза он трижды становился победителем Олимпийских игр: в 1956 года в составе футбольной сборной СССР, в 1972 и 1976 гг. – в составе хоккейной.
– Папу я в детстве видел очень редко, потому что армейская команда все время жила на сборах, – рассказывает сын Олега Белаковского Марк Самуилович, известный российский специалист в области космической медицины. – Если футбольная команда ЦСКА выигрывал матч, то им давали один свободный день, если проигрывала, то всех запирали на базе. Когда я был мальчишкой, и отец говорил мне, что остается дома на весь день, я выбегал во двор и кричал: «Ура! У нас папа сегодня ночует!».
В футбольную команду, которая в то время называлась Центральный дом советской армии (ЦДСА), Олег Маркович попал в 1954 году. Спустя три года название сменилось на Центральный спортивный клуб Министерства обороны (ЦСК МО). Белаковский рассказывал, что такая аббревиатура никому не нравилась. «Однажды к нам приехал начальник Главного управления боевой и физической подготовки Сухопутных войск генерал-майор Павел Ревенко, и мы стали думать над новым названием клуба. Колебались между «Красной Звездой», «Звездой» и возвратом к ЦДСА. Я предложил: «Давайте просто – Центральный спортивный клуб армии». В 1960 году Министр обороны СССР Родион Малиновский утвердил это название.
– Отец курировал все виды спорта, которые культивировались в ЦСКА, но любимыми у него были футбол и хоккей. Он и сам прилично играл, – рассказывает Марк Самуилович. Не удивительно – лучшим другом Олега Белаковского на всю жизнь остался легендарный советский хоккеист и футболист Всеволод Бобров, с которым они познакомились в Сестрорецке (Ленинградская область) в конце 1930-х годов.
В 1964 году сборная СССР по футболу заняла второе место на чемпионате Европы в Мадриде, в финале уступив хозяевам турнира со счетом 1:2. Однако по возвращении домой тренера советской сборной Константина Бескова сняли с должности. «Проигрывать фашистской Испании, которой правил диктатор Франко, из политических соображений нельзя было ни при каких обстоятельствах», – отмечает Марк Белаковский.
После этого, в 1970 году, тренер хоккейной сборной Советского Союза Анатолий Тарасов пригласил Олега Белаковского в хоккейную сборную СССР, где он работал параллельно с должностью заместителя начальника ЦСКА по медицинскому обеспечению. «В командировки со сборной СССР по хоккею отец часто ездил в счет собственного отпуска, чтобы не экономить на основной работе», – рассказывает Белаковский-младший.
В те годы в сборной играла легендарная тройка Бориса Михайлова, Владимира Петрова и Валерия Харламова. «За десятилетия работы в спорте я видел трех по-настоящему великих спортсменов: Боброва, Яшина и Харламова», – скажет потом Белаковский.
– Для работы с таким выдающимися игроками необходим был высокий уровень дипломатических качеств. Отец поддерживал хорошие отношения на всех уровнях: начиная от уборщицы и заканчивая Министром обороны СССР. В детстве меня это удивляло, а сейчас я понимаю, насколько это важное качество. И он всегда подчеркивал, что самые главные люди в ЦСКА – это спортсмены, – отмечает Марк Самуилович.
Белаковский-старший воспитывал сына в спортивной атмосфере. «В Лужниках была очень сильная Футбольная школа молодежи Константина Ивановича Бескова. На молодежном уровне я играл на позиции крайнего нападающего, начинал в одной команде с Михаилом Гершковичем. Я был скоростным футболистом. Но в 1966 году поступил в Первый Московский государственный медицинский университет имени Сеченова и полностью ушел в медецину».
– Марк Самуилович, вы сейчас посещаете матчи футбольного ЦСКА?
– Периодически хожу на хоккей и баскетбол, но, к сожалению, еще ни разу не был на новом стадионе футбольного ЦСКА. Надеялся, что кто-нибудь найдет возможность пригласить членов семьи Белаковского на футбольный матч. Несмотря на это, я продолжаю болеть за родной клуб. Футбол у меня всегда был на первом месте.
Спорт никогда не оставлял Марка Самуиловича, который посвятил свою жизнь космической медицине.
– Время от времени я привлекался в качестве консультанта для работы со сборной СССР по велоспорту, лыжным гонкам и конькобежному спорту. Работал с футбольным «Динамо» из Киева, когда они выиграли первый Кубок Кубков в 1975 году. В 1980-х годах помогал в тренерской деятельностих олимпийскому чемпиону по велогонкам Виктору Капитонову, – поделился Белаковский-младший.
– А вопросами допинга в спорте вы занимались?
– Все врачи занимаются вопросом возможности повышения работоспособности спортсменов и их психологической устойчивости к физическим нагрузкам. На мой взгляд, запрещенные препараты всегда были, есть и будут в спорте высших достижений. Но, как считал отец, за счет подготовки и, что самое главное, высоких морально-волевых качеств, спортсмен может достичь выдающихся результатов без какого-либо допинга. Помню историю, как в начале 1980-х тогдашний вице-президент FIFA Вячеслав Колосков поручил отцу написать трактат о возможности применения запрещенных фармакологических веществ. И отец в заключении пришел к выводу, что «для советских спортсменов лучший допинг – это черная икра».
В 2006 году на Алее спортивной славы ЦСКА был открыт бюст Олега Белаковского. Он расположен между бюстами Анатолия Тарасова и Юрия Чеснокова. Спустя 10 лет приказом начальника ЦСКА №1642 от 29 ноября 2016 года Врачебно-спортивному диспансеру армейского клуба было присвоено имя Олега Белаковского. А 19 июня 2017 года знаменитый «Чемоданчик Белаковского» стал первым экспонатом открывшейся в Музее ЦСКА экспозиции «Спортивные врачи ЦСКА».