Оплата услуг
Администрация
Спортивные школы
Календарь спортивных событий
Партнеры
Клуб
Спортивные объекты
Медиа-центр
Профессиональные клубы ЦСКА
Совет ветеранов
Виды спорта
Услуги
Контакты
Спорт в лицах
Спорт и армия
Официальная информация
Помощь от ЦСКА
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Смоленск
  • Самара
  • Ростов-на-Дону
  • Севастополь
  • Хабаровск

Сквозь время и спорт: история армейского гребца Сергея Алексеевича Поздеева к 70-летию филиала ЦСКА (СКА, г. Санкт-Петербург)

25.10.2023

Сквозь время и спорт: история армейского гребца Сергея Алексеевича Поздеева к 70-летию филиала ЦСКА (СКА, г. Санкт-Петербург)

26 октября филиал ЦСКА, г. Санкт-Петербург празднует свое 70-летие со дня основания. История СКА является неотъемлемой частью национального спортивного наследия России. За это время клуб воспитал множество выдающихся спортсменов, чьи имена связаны с многочисленными чемпионатами и победами на международных соревнованиях. Один из них – армейский гребец Сергей Алексеевич Поздеев.

Сергей Алексеевич — многократный чемпион СССР (1974, 1975, 1980), неоднократный призер чемпионатов мира (1974, 1975), многократный обладатель Кубка СССР (1976-1979), многократный призер чемпионатов СССР (1971, 1978, 1979), чемпион СКДА (1977). За этими многочисленными заслугами скрывается удивительная история жизни Сергея Поздеева.

Родители спортсмена прошли всю войну, на ней познакомились, а в повергнутом Берлине поженились. Там же, в Германии, через полтора года и появился на свет будущий армеец. В семье Поздеевых служба и патриотизм были неотъемлемой частью семейных ценностей, и молодой Сергей уже с ранних лет ощущал эту связь с военной традицией. Отец Сергея Алексеевича — офицер Красной Армии. Дед спортсмена по отцовской линии также был офицером и погиб в первые дни империалистической, как когда-то говорили, войны.

Как говорит Сергей Алексеевич: «Самой судьбой было предначертано и мне когда-то выступать, уже в мирных баталиях за честь страны в рядах армейцев». Его талант и упорство позволили ему сделать значительный вклад в развитие спортивной гребли в России.

В этом интервью Сергей Алексеевич Поздеев поделился с пресс-центром филиала ЦСКА, г. Санкт-Петербург своими воспоминаниями, рассказал о своем пути к спортивным вершинам, а также поделится мудрыми уроками, которые он извлек из своей жизни.

-  Что привело Вас в гребной спорт? Занимались ли Вы помимо гребли другими видами спорта?

- Самой природой заложен дух соперничества в сильной половине человечества. Важно только найти свое время и поле для доказательства превосходства. Раннее детство прошло в военных гарнизонах, в которых не только спорта, электричества не было, не было радио, о телевидении шли фантастические рассказы. Потому весь день проходил в движении на улице. Возможно, и к лучшему. Ведь. теперь есть мнение, что основа здоровья закладывается в первые шесть-семь лет жизни. А у меня были и лес, и река, и полная свобода в движении.

Первое соревнование в жизни. Первый класс, зима, урок физкультуры. Три пары лыж на двадцать человек, больше и не было ни у кого. Стартуем по трое, дистанции метров триста, хронометраж по наручным часам учительницы. И меня объявляют победителем. Вот и разбудили дух соперничества. Известие с гордостью принес домой, родители определенно оценили, и к Новому году у меня появляется своя пара лыж. Пусть огромная, тяжеленая, смазанная парафиновой свечкой, с креплениями под валенки, но это уже почти спорт.

Менялись гарнизоны, но лыжи, уже другие, были со мной. Чемпион школы по своему возрасту, проигрыш только одному старшекласснику. По мере приближения места жительства к Ленинграду возникают спортивные секции. Год провел в областной спортивной школе легкой атлетики. В школе, на уроках физкультуры, учительница, которая по спортивной профессии была гимнасткой, в седьмом классе научила нас всему, что потом будет востребовано в институте физкультуры, где гимнастика – камень преткновения для многих будущих тренеров. У нас было все: перекладина, брусья, кольца, прыжки через коня, в том числе акробатические с кувырком. Для сравнения сегодняшние спортивные залы школ, откуда удалено всё кроме гимнастической скамьи, на которой добрую половину урока сидят ученики. А травма, полученная в школе, неуравновешенными родителями рассматривается как уголовное преступление.

Затем техникум, с лыжами не сложилось, зато осталась секция легкой атлетики – бег на средние и длинные дистанции. Все это время до 16 лет имел лишь приблизительное представление о спортивной гребле. В лодку садился с отцом на рыбалке, где и получал первичные понятия об управлении веслами.

Волею судьбы оказался в спортивном лагере в Киеве на Матвеевском заливе и надо же случиться, в эти дни проводился чемпионат Украины по академической гребле. Спортсмены-гребцы – красавцы, двухсаженного роста, широкоплечие, загорелые.

Ну какой же юный парень не хочет быть похожим, при том, что я то сам был тонкий, звонкий и прозрачный. Наивно предполагал, что это гребля построила этих аполлонов.

Это позже узнал, что в основе совершенства лежит природа и соответствующий отбор.

​Мысль податься в греблю не оставляла, но время шло, а компаньонов из техникумовских однокашников не находилось. 1964 год, Олимпиада в Токио, в «Спортивной неделе Ленинграда» интервью с олимпийским чемпионом Олегом Тюриным – воспитанником ленинградской гребли, офицером ВМФ. Всплыли киевские воспоминания и 25 октября 1964 года я вошел в ворота гребного клуба «Энергия» и взял в руки настоящее, пусть совсем не новое спортивное весло. Вся спортивная карьера – это «Энергия» и Спортивный клуб Армии. «Энергия сделала из меня мастера спорта, СКА- мастера международника.

- Ваши первые крупные соревнования. Вспомните, как это было, и что это были за соревнования?

- Первые истинно значимые соревнования – Первенство СССР среди юниоров. До этого были городские спортивные события, на которых по шажочку, по разряду в год поднимался к мастерской вершине. Класс лодок двоек распашных с рулевым обычно удел тяжелых мощных парней, а мы с напарником, по сегодняшним меркам могли выступать по легковесам. Но Первенство Ленинграда выиграно и впереди, вот ведь судьба – поездка в Киев, откуда «есть-пошла» во мне гребля.

«Энергия» - клуб, не располагавший благосклонным отношением руководителей ДСО «Труд». Потому тащим из дома матрасы, постели и ночуем прямо в клубе, в кают-компании. Все для победы Ленинграда!

Но от судьбы не уйдешь, наши усилия были перечеркнуты одним наездом на хрупкую спортивную лодку катера с не совсем трезвым матросом. Мы остаемся без хорошей лодки, благо все живы.  ДСО «Труд» и здесь отнеслось к нам как к пасынкам, и позволило взять битую, заброшенную, никому не нужную лодку из своих запасов. Заклеили, отремонтировали, отправили в столицу Украины. Позже, в Киеве, когда все закончилось соперники, приходили потрогать наш «челн» и выразить свое изумление.

Киев, первый в жизни полет на самолете, серьезные соперники, не первый раз участвующие в таких баталиях, и мы совсем «зеленые». Финал. Попутный ветер, нам легковесам на руку. Лупим, как можем за Ленинград, но за триста метров до финиша силы кончаются. Третьи. Здорово и грустно.

Удивительно, но после первенства СССР был чемпионат профсоюзов и ДСО «Труд» нашло классную лодку, и победа в Чемпионате ВЦСПС стала делом техники.

- Какие были самые трудные моменты в Вашей спортивной карьере?

- Спортивная жизнь, особенно в начале карьеры, состоит из побед и поражений. Но всегда впереди маячит цель, к которой есть путь, невзирая на преграды.

1976 год, уже дважды чемпион СССР, серебряный призер чемпионата мира в составе армейского экипажа четверки без рулевого. Два ленинградца, два москвича. Ленинградцы – спортсмены, прошедшие уже не одно испытание и, наконец, нашедшие себя в экипаже с молодыми москвичами. Впереди олимпийские игры в Монреале, заключительный сбор в горах Чечни, до отъезда десять дней. На дневную тренировку, без объяснения причин меня меняют на молодого ленинградца, впоследствии тоже армейца, Валерия Долинина. Остаюсь на берегу хотя до мечты каждого спортсмена – стать участником, да еще реально претендующим на медаль, Олимпийских игр всего несколько дней, но… На берегу оказывается с Алексей Камкин, у которого забрали напарника Валерия Долинина. Садимся в двойку, и, о чудо, она едет. Возрождается надежда – еще не закончен отбор в классе двоек, - это шанс. Но иное мнение у руководства сборной, нас просто не допускают до отбора. Много позже на вопрос тренеру: «Почему?» так и не получил вразумительного ответа. А в 1977 году в беседе с немецким тренером после убедительной победы на СКДА в ГДР, услышал ободряющее заключение, что советские тренеры сделали большую ошибку, поменяв проверенного бойца, на необстрелянного новичка сборной.

Болезненным переживанием остается 1978 год. В двойке с Алексеем убедительно выигрываем все старты сезона. Видимо, желание доказать себя, не позволило вовремя сдержать нагрузки. На чемпионате СССР судейский протокол фиксирует наш проигрыш в две десятые секунды москвичам братьям Пименовым, которых мы «обували весь сезон». Я позже просматривал видеозапись финиша, ну нет там победителя. Аксиома – судья всегда прав! Пименовы – в Новую Зеландию, ленинградцы домой.

Четыре года между олимпиадами нам с Алексеем удалось выдержать исключительно благодаря главному тренеру ЦВСК ВМФ Олегу Иванову, руководству ленинградского СКА. Нас поддерживали во всем – и словом, и делом!

- Самые запоминающиеся моменты?

- Победа на Чемпионате СССР в 1980 году, победа в отборе на Олимпиаду, к которой мы шли четыре года!

Осенью 1979 года после поражения от заматеревших братьев Пименовых, мы с Алексеем объединились в четверку без рулевого с москвичами Виталием Елисеевым и Александром Кулагиным. Они – чемпионы мира в двойке 1977 года. Но последующие два года у них не «пошли», и они с удовольствие откликнулись на наше предложение. Экипаж скатывался очень тяжело, первые положительные эмоции появились лишь в конце марта, и это после четырех месяцев терпения, самообладания, поиска взаимопонимания в технике гребли. И тут далеко не второстепенную роль сыграл тренер Петр Чернов – армеец- спортсмен, армеец-тренер.

Мы победили! Доказали всем, в том числе новому начальству сборной команды, что не сдались.

- Сильно ли отличается современная гребля от той, что была раньше?

- Да, отличается. Акцентированные занятия техникой такого очень сложного вида спорта как гребля, перешли в усиленную функциональную подготовку.

Изменился инвентарь: деревянные лодки и весла уступили легким карбоновым судам. Форма лопасти весла – «Топор» снизила требования к управлению веслом.

Появление тренажеров, которые постоянно совершенствуются, привело к увлечениям тренировками в помещениях. Современные гребцы много меньше бегают, практически не умеют бегать на лыжах. А ведь «приличные» гребцы всегда бежали на лыжах не ниже первого разряда. Считаю, что гребцы конца прошлого века были более разносторонними спортсменами, имевшими спортивные разряды во многих циклических видах спорта и даже в силовом троеборье. Да и спортивным играм были не чужды, сразиться после тренировки в футбол или баскетбол было обычным делом.

- Какие дистанции были самыми любимыми? Что давалось труднее всего? Почему?

- Назвать какую-то дистанцию любимой не очень получается: на официальных стартах выбора нет. А в тренировочном процессе к длинным дистанциям отношусь с предпочтением. Возможно, потому более десяти раз успешно стартовал и финишировал в Петербургском осеннем гребном марафоне, где дистанция 20 км. Возможно, аукается юношеское увлечение лыжными гонками, ведь ранее был неоднократным победителем лыжного кросса гребцов.

- Чем Вы занимались после завершения спортивной карьеры?

- В 1980 году стартовал последний раз на официальных соревнованиях. Затем тренер сборной команды СССР по Ленинграду. Шесть лет тренировал юниорские команды Ленинграда, побеждавшие на всесоюзных соревнованиях. Затем офисная работа в аппарате Комитета по физической культуре и спорту. Начальник спортивного отдела, заместитель председателя Комитета. Член оргкомитета Игр Доброй Воли, Спартакиады стран СНГ, Кубка Балтики.

В 1998 году завершил работу в Спорткомитете. Возглавил Некоммерческий фонд «Санкт-Петербургская спортивно-техническая ассамблея», занимавшийся проведением в Санкт-Петербурге водно-моторных событий мирового уровня, в том числе в классе катеров Формула – 1. В 1998 году были проведены четыре чемпионата мира и чемпионат Европы в разных классах моторных судов. С 2000 года возглавил некоммерческий фонд «Петербургский пивной фестиваль», организовывавший городские праздники, в которых участвовали около миллиона горожан.

С 2002 года исполнительный директор некоммерческого фонда «Спортивно-охотничий стрелковый клуб», занимался организацией соревнований по стрелковому спорту.

С 2003 года по 2013 год – государственная служба – председатель Территориальной избирательной комиссии. Участник восьми избирательных кампаний.

С 1992 года общественная работа в Региональной общественной организации «Федерация гребного спорта Санкт-Петербурга». В настоящее время первый вице-президент Федерации. В 2012 – 2020 гг – первый вице-президент Федерации гребного спорта России.

С 2013 года – пенсионер.

- Какие советы Вы можете дать начинающим гребцам, которые хотят достичь успеха в этом виде спорта?

- Академическая гребля технически сложный вид спорта, предъявляющий высокие требования к функциональному состоянию исполнителя, отсюда достижение высокого результата приходит после нескольких лет упорных тренировок. Это годы, когда человек поставивший перед собой цель, должен отказаться от многих отвлекающих моментов жизни, возможно, очень заманчивых. Академическая гребля в ряду видов спорта, выстроенном в IQ порядке, занимает одно из ведущих мест, потому интеллект, самообразование, умение анализировать ситуацию – качества весьма значимые для гребца.

Последовательность и постепенность. 

- Занимаетесь ли Вы в настоящее время каким-либо спортом?

- После двадцати лет забвения по уговору друзей юности вернулся в греблю. Правда, ветеранскую. Группа немолодых, но пораженных вирусом гребли человек, объединились и начали регулярно встречаться на гребной базе. Появились частные лодки, переписка с коллегами из других городов привела к возникновению регат ветеранов. За рубежом Отечества ветераны давно самостоятельная и самодостаточная прослойка гребного сообщества. У нас, к сожалению, ни в одном нормативном документе о спорте нет упоминания о ветеранах, но они есть и радуются возможности вернуться в молодые годы, почувствовать бодрость в мышцах, ощутить полет лодки по воде.

Вот и я с 2002 года вернулся в «лоно» гребной жизни. Многократно и не без успеха выступал на международной регате ветеранов, проводимой под эгидой Международной федерации гребли (World rowing). Для кого-то это неофициальный чемпионат мира по гребле. Хотя таковым, конечно, не является, уже потому что в этой регате выступают более пяти тысяч участников. Здесь и тридцатилетние, и восьмидесятилетние, у каждого возраста свои заезды. Но нужно видеть эти помолодевшие лица!

Ковид-19 не обошел меня стороной и оставил «подарок» в виде сердечных проблем, потому сейчас только прогулки по воде с веслами в руках. Всё равно рядом с греблей!

- Что для Вас гребной спорт?  

- Годы в гребле дали уверенность в своих силах, умение концентрироваться в достижении цели.

Друзей, с которыми прошел нелегкие физические испытания и могу оценить с кем можно «идти в разведку»

Уважение людей, общение с которыми доставляет удовольствие

Сожаление, что отец, по причине ранней кончины, так и не узнал, чего достиг его сын. Греблей начал заниматься через два месяца после ухода отца…

ЦСКА в СМИ